Техники эстампа

05.10.2014

Техники эстампа

Эстамп - древняя техника перенесения на листы (офортная бумага) изображений при помощи оттиска. Это один из устаревших способов копирования изображений, который и по сей день используется в современном искусстве. Самым важным этапом в подготовке к переносу изображения на бумагу является создание гравюры.

Самыми известными методиками для изготовления гравюры являются:

- Сухая игла.

- Меццо-тинто.

Эти два фундаментальных метода гравировки являются основополагающими для данного направления изобразительного искусства. Чем же они отличаются друг от друга?

Сухая игла

Метод называют сухим из-за того, что травящие жидкости при нанесении гравюры не используются. Эта методика характерна для глубокой печати и основана на переносе изображения путем оттискивания углублений на печатной форме. Работа с иглой требует от художника известных усилий, наносить изображение достаточно трудно, выразительность линий напрямую зависит от степени давления иглы на материал. При использовании сухой иглы достигаются точные, бархатистые штрихи. Рисунок можно охарактеризовать так: строгие, изящные линии и отсутствие фактуры на сплошных участках рисунка. Начало и конец линии всегда очень острые. Необычную форму линиям придают также барбы - небольшие заусенцы, появляющиеся на краях углубления из-за процарапывания иглой.

Меццо-тинто

Эту методику часто называют "черной манерой". Гравировка производится при помощи специальных досок с зазерненной поверхностью. Пластину готовят заранее, делают зернение при помощи металлических инструментов. Этот этап самый трудоемкий и требует от художника не только физических усилий, но и усидчивости. В зависимости от типа зернения рисунок может получить разные типы текстуры. Зернение можно делать при помощи гранильника, который называют "качалкой", или при помощи травления. Оттиск получается неровным, тона глубокими и насыщенными с большим количеством градаций на разных участках.

Современный эстамп объединяет эти две техники. Офортная бумага сегодня отличается хорошей плотностью и легко реагирует на давление, быстро принимая необходимую форму. Это позволяет использовать сухую иглу для подчеркивания линий и придания рисунку большей выразительности. Меццо-тинто позволяет придать этому же рисунку большую глубину, использовать градиенты и сделать конечный рисунок богатым и интересным для зрителя.


Возврат к списку